ВАЗ : Трансмиссия, ходовая часть, кузов.

Шаровые шарниры.

Состояние нижних и верхних шарниров, не установленных на а\м определяется просто : если пальцы свободно (без сопротивления) вращаются в шаровых опорах, это означает , что под нагрузкой в шарнирах будут зазоры. Наличие зазоров означает, что нагрузка  на шарнир в связи с динамикой может возрасти в 2-3 раза.

Состояние шарниров , установленных на а\м или наличие зазоров в них, что недопустимо, определяется "качкой" поднятого колеса в вертикальной плоскости. Наличие зазоров определяется по относительному перемещению пальца и корпуса шарнира визуально или на ощупь (операция проводится вдвоём). При "качке" в вертикальной плоскости могут ощущаться зазоры  в подшипниках ступицы, при "качке" в горизонтальной плоскости - зазоры в рулевых шарнирах, рулевом механизме, в опорах маятникового рычага.

Верхний шарнир - смола, а поверхность трения - тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую поверхность пальца. Первоначальная конструкция - с составной сферой  (аналогичная нижней), уменьшенным радиусом трения, со сферической шайбой, препятствующей выдёргиванию пальца, возможностью смазки, с компенсатором износа (упругий вкладыш) и ремонтопригодностью - была значительно безопаснее. При появлении значительных зазоров шарнир сигнализировал стуками при движении , но палец не выдёргивался. Нижний шарнир является более нагруженным (вес), верхний - как бы "поддерживающий" за большее плечо. При отсутствии верхних шарниров  вместо них устанавливались нижние (ранее делать это запрещалось).

Нижний шарнир. На стержень пальца надет металлокерамический подшипник с полусферической поверхностью (составная сфера). В нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш (компенсатор износа) из маслобензостойкой резины. На поверхность вкладыша , контактирующего с полусферой пальца, нанесён пластмассовый слой (смесь нейлона с сульфидом молибдена). Ремонт нижних шарниров заводом не предусмотрен. Однако, если нет трещин в крышках с отверстием под палец, ремонтируются  и служат дольше, чем иные новые, поставляемые в запчасти. Ремонт заключается в восстановлении натяга в шарнире. Сверлом с твёрдосплавной  пластинкой высверливаются на глубину 4-5,5 мм места точечной сварки. Шарнир разбирается, очищается, под вкладыш устанавливаются металлические шайбы такой толщины, чтобы между фланцами крышек был зазор около 2 мм. Шарнир смазывается. Крышки стягиваются тремя болтами и гайками и проверяются усилием поворота пальца. Дуговой электросваркой сваривают крышки по высверленным  отверстиям.

Состояние нижних шаровых шарниров из-за усилия пружины не всегда удаётся определить путём "качки" колеса (описано выше), в этом случае состояние нижних шаровых шарниров поворотной цапфы определяется замером "Н" (нутромером штангенциркуля, через отв. М6 в нижней крышке) при снятом колесе и опоре на подставку высотой 280 мм (под ступицей  тормозного диска). Предельные значения размера 11,3 мм <Н<11,3 мм, 11,3 мм - шарнир заменяют. При наличии трещин, при 11,8 мм и более шарнир считается непригодным для дальнейшей эксплуатации (новый шарнир в свободном состоянии Н около 10,5 мм). Для того, чтобы не снимать колесо, не пользоваться подставой и штангенциркулем, изготавливают калибр (см. рис.), предельный износ - плоскость А коснулась нижней плоскости шарнира.

Сайт создан в системе uCoz